Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Голосование
Оцените, пожалуйста, наш сайт
Всего 81 человек

Если звук упрямится

Дата: 20 января 2019 в 22:22
Автор: admin .. ..

Если звук  упрямится.

Малыш давно вырос из пеленок, пора готовится к школе. Кроха говорит охотно и помногу. Но тут выясняется, что некоторые звуки ему не даются. Нарушение произношения у малышей-дошколят – явление распространенное. В связи с этим многих родителей волнуют такие вопросы – пройдет ли это само, как помочь малышу и можно ли предотвратить речевые нарушения? У ребенка дислалия, что это такое? На деле за этим замысловатым диагнозом не скрывается ничего ужасного. Родители должны знать, что в чистом виде дислалия предполагает лишь нарушение звукопроизношения. При этом у малыша нормальный слух, достаточный словарный запас и устойчивый навык согласования слов при высказывании. То есть восприятие речи и лексико-грамматический строй в полном порядке!

Существуют две формы дислалии :функциональна механическая(органическая).

*Функциональная дислалия – ее возникновение напрямую связано с физическим состоянием крохи и социальными условиями его жизни. Если ребенок часто болеет, особенно в период активного становления речи, это может привести к различным нарушениям звукопроизношения. Не исключено, что самотическая ослабленность вызовет и задержку психоречевого развития. Стало быть, повышая иммунитет ребенка с помощью закаливающих процедур, физических упражнений и рационального питания, родители ограждают кроху от речевых нарушений!

Функциональная дислалия может появиться и в том случае, если крохе не уделяют достаточного внимания. Отсутствие общения приводит к тому, что у малыша не формируется фонематический слух, то есть слух на речевые звуки. Ребенок никогда не произнесет звуки правильно, если не услышит их в достаточном количестве. Поэтому говорите с малюткой как можно больше. Озвучивайте любое своё действие, называйте предметы и явления, рассказывайте сказки, пойте песни. Звуки родного языка должны быть у малыша на слуху. Однако порой и общение может принести вред. Если в разговоре с крохой «сюсюкают», коверкают слова, такие образцы остаются в памяти ребенка и впоследствии проявятся в произношении. Следите за своей речью, ибо для ребенка она является эталоном. Что делать, если у взрослого имеются свои речевые дефекты? Окружающая среда, в частности семья, передаёт своим членам специфику произношения, темп и модуляцию голоса, характерные словечки, выражения и даже интонацию! Все особенности местного говора кроха воспринимает как норму. Он ведь не понимает, что правильно, а что – нет. Как же быть, ведь не запретишь родственникам, имеющим речевые дефекты или диалектное произношение, общаться с малышом? Это было бы абсурдно! Однако доминантная роль в воспитании крохи на этапе становления его речи должна принадлежать человеку с правильным произношением и литературным языком.

*Развитие речи зависит и от физических данных малыша. Существуют факторы, способные привести к механической дислалии. Среди них дефекты и аномалии в строении зубо-челюстной системы, языка, неба и губ. На что же следует обратить внимание?

  • Во-первых, на строение верхней и нижней челюсти, на то, как у малыша расположены зубки. Например, вы хотите проверить прикус. Попросите кроху крепко  сжать зубки и улыбнуться, как можно шире, Передние зубки в верхней челюсти сильно    выступают вперед и буквально закрывают нижние? Значит у малыша прогнатия.

Если картинка противоположная: нижняя челюсть выдвинута вперед, а за зубами не видно верхних – налицо прогения.

  • Возможно, при сомкнутых зубах у ребенка между верхними и нижними резцами большая щель, в которую так и наровит высунуться язычок. Это признак переднего открытого прикуса. Щель может «нарисоваться» и сбоку, между коренными зубами. Тогда говорят о боковом открыто прикусе.
  • Дефекты прикуса часто провоцируются неправильно подобранными пустышками или неоправданно затянувшаяся дружба малыша с пустышкой.
  • Наследственность тоже играет свою роль.

В любом случае, если у малыша что-то не так, стоит обратиться в стоматологическую поликлинику к врачу-ортадонту.

       Чем раньше устранить причины, мешающие нормальному произношению, тем лучше. Аномалии в строении зубов и челюсти чаще всего тормозят появление свистящих и шипящих звуков, не менее страдают звуки Л и Р.

Не обязательно, что у ребенка с  зубо–челюстными дефектами будут все перечисленные дефекты речи. Но если нарушение звукопроизношения имеет место, стоит заняться исправлением.

Иногда с детскими зубками все нормально, но произношение звуков какое-то скованное, смазанное. Ребенок  говорит сквозь сжатые зубы. Он не может свободно двигать нижней челюстью, широко открывать ротик. Вероятно, все дело в строении лицевых костей, в частности в сочленении верхней и нижней челюсти. Подвижностью обладает лишь нижняя челюсть, если же ее движения ограничены, возникают проблемы. На помощь приходят упражнения. Проделывайте их с малышом, сидя перед зеркалом.

   В артикуляции звуков немаловажную роль играют губы и их строение. К сожалению, малыши нередко травмируют губки, и на них появляются стягивающие рубцы, ограничивающие подвижность. Укороченная губка не способствует появлению многих звуков, в частности свистящих и шипящих, а также П,Б,М. На помощь придут упражнения и массаж.

Осталось поговорить о языке и небе. Нарушения в строении языка многообразны. Он может быть массивным (макроглоссия) или наоборот, крохотным (микроглоссия), рыхлым, желеобразным и т.д. Чаще всего встречается укороченная подъязычная уздечка. При стойком нарушении звуков Л,Р,Ш,Ж,Ч (и если подъязычная уздечка укорочена) выход один – хирургическое вмешательство. Но иногда родители из жалости к малышу оставляют всё как есть, то в таком случае ребенок обречен на всю жизнь картавит и страдать от дислалии. Операция позволяет раз и навсегда решить эту проблему. Однако после нее необходимо заниматься реабилитацией и постановкой звуков с логопедом. Домашними средствами здесь не обойтись!

Следует сказать, что аномалии в строении языка и неба дают самый большой процент речевых нарушений при дислалии. Не поленитесь изучить ротик своего малыша как можно раньше, сходите на консультацию к хирургу-стоматологу, логопеду. Лучше перестраховаться, чем одарить кроху «букетом» дислалии.

Артикуляционные упражнения для зубов  и губ.

Упражнение «Упрямые двери».

Предложите малышу несколько раз опустить и тут же поднять нижнюю челюсть, открывая и закрывая ротик. Сначала сделаем это свободно, а затем – подставив снизу руку и мешая движению челюсти.

Упражнение «Упрямые двери».

Вначале малыш раскачивает нижнюю челюсть из стороны в сторону не менее 10 раз. Затем нижнюю челюсть нужно выдвинуть вперед и отодвинуть назад на счет «раз-два».

Упражнение «Перекос».Верхние зубы покусывают нижнюю губу;

Нижние зубы покусывают верхнюю губу;

Чередуйте покусывание нижней и верхней губы.

Упражнение «Рубанок».Верхними передними резцами энергично поскребите по нижней губе не менее 5 раз;

Проделайте тоже самое, но нижними резцами с верхней губой;

Чередуйте оба приведенные движения не менее 5 раз.

Упражнение «Улыбка» .Губы естественно растянуты в улыбке, зубы сжаты «заборчиком», при этом передние – хорошо видны. Продолжительность не менее 10 секунд.

Упражнение «Трубочка».Зубы плотно сжаты, а губы вытянуты трубочкой. Продолжительность не менее 10 секунд.

Упражнение «Чередуем улыбку и трубочку».На счет «раз-два» повторите оба упражнения не менее 10-15 раз.

Упражнение «Воронка».Зубы разомкнуты. На счет «раз» губы вытяните трубочкой, на счет «два» - втяните внутрь, подвернув их за зубы. Повторяйте не менее 10 раз.

Упражнение «Литавры».Губы слегка подвернуты за зубы внутрь рта. Пошлепайте одной о другую, издавая характерный хлопок.

Повторяйте  не менее 10 раз.

Упражнение «Пофыркивающая лошадка».Губы расслабьте и фыркните, как это делает лошадка. Повторяйте не менее 10 раз.

Упражнение «Засов».Зубы плотно сжаты, нижней губой двигайте из стороны в сторону.

Упражнение «Прятки».

А) Нижнюю губу «прячьте» за верхние передние зубы, при этом верхняя губа словно нависает над подбородком. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.

Б) Верхнюю губу «прячьте» за нижние передние зубы, видна только нижняя губа, которая тянется вверх, к носу. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.

В) Чередуйте два предыдущих варианта на счет «раз-два»

Чтобы появились ощутимые результаты, заниматься нужно регулярно, а не от случая к случаю. Постепенно увеличивая время тренировки. Лучше заниматься непродолжительное время, но 2-3 раза в день. У вас и вашего малыша все получится!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.